Катар проводит самый дорогой чемпионат мира по футболу в истории спортивных мероприятий
Немалую путаницу в спортивном мире вызвало решение компании Hummel, спонсора датских футболистов, о том, чтобы логотипы на одежде были приглушенными, почти сливались с красным и черным цветом одежды. Причиной такого действия, призванного сделать название бренда почти невидимым во время чемпионата мира по футболу в Катаре, является противодействие компании организации турнира в стране, которая имеет довольно противоречивый подход к правам человека и безопасности на рабочем месте.
Hummel в первую очередь хочет привлечь внимание к числу смертей рабочих, которые строили в Катаре спортивные сооружения, дороги и отели, которые вскоре должны принять около миллиона болельщиков, наблюдающих за борьбой своих национальных команд. Согласно анализу британской газеты «Guardian», к началу прошлого года на рабочих местах должно было погибнуть до 6,5 тыс. человек. рабочих, прибывших в эмират из Индии, Пакистана, Непала, Бангладеш и Шри-Ланки. Газета отмечает, однако, что реальная цифра может быть намного выше, поскольку анализ был основан на данных посольств вышеуказанных стран, а в Катар за работой в последнее десятилетие, так как он получил возможность организовать турнир, приезжали и граждане других стран. При этом не все работали физически или в местах, подверженных риску несчастного случая на производстве.
Правительство Катара защищает себя и утверждает, что данные „Гардиана” не соответствуют действительности и вводят в заблуждение общественность. Многие из упомянутых людей работали в этой стране в течение многих лет и могли умереть даже в преклонном возрасте или по другим естественным причинам. Такой перевод в отношении чисел, идущих в тысячи, может показаться совершенно дерзким. Кроме того, правительство утверждает, что только 37 человек погибли при строительстве стадионов с 2014 по 2020 год, и только три человека погибли в результате несчастных случаев на рабочем месте.
Всемирная организация труда также не уверена в переводах Дохи и считает, что статистика значительно недооценена. Тем более, что Катар не считает сердечные приступы или тепловые удары смертельными исходами из условий, в которых рабочие строят объекты. А при температуре, которая летом днем превышает 40 ° C, ночью опускается чуть ниже 30 ° C, при выполнении тяжелой физической работы рабочим грозят серьезные осложнения со здоровьем и даже смерть. Кроме того, высокие температуры были причиной того, что мундиаль в этом году проводится поздней осенью, а не летом, как обычно. Беспокойство о благополучии болельщиков и футболистов оказалось более важным, чем условия работы команды, необходимые для обеспечения Катара и ФИФА огромными доходами. Таким образом, организаторы готовы покрыть самые высокие в истории расходы, оцениваемые в 220 миллиардов долларов. это шокирующая сумма, поскольку мундиаль, организованный четыре года назад в России, стоил 11,6 миллиарда, а предыдущий рекорд — 15 миллиардов, потраченных на турнир в Бразилии в 2014 году.
Катар инвестировал не только в стадионы (выделенные на них 10 млрд, кажется, тонут в общей сумме) и гостиничную базу. Большая часть расходов — это инвестиции, которые должны увенчать процесс превращения небольшого эмирата в Персидском заливе в Всемирный бизнес, спортивный и логистический центр. Ad-Dauha не экономит, хотя, по мнению экспертов, турнир должен вложить только 17 миллиардов долларов в бюджет Катара. Он хочет представить миру свою трансформацию из страны, которая несколько десятилетий назад была основана на индустрии ловли жемчуга, в современный центр для всего мира.
Мешко Райкевич из института Новой Европы отмечает, что есть несколько причин, по которым Катар хочет сделать такую презентацию: „первая, несколько ускользающая от внимания – катарцы хотят, прежде всего, продвигать страну с туристической точки зрения. Мы не можем забывать об этом, но они заинтересованы в том, чтобы поместить свою страну в мировое туристическое сознание, и организация чемпионата мира теоретически должна помочь в этом. По их оценкам, к 2030 году они будут принимать 7 миллионов туристов в год, поэтому инфраструктура, построенная для чемпионатов (отели, расширенный аэропорт, метро, порты), должна остаться и помочь функционировать с большим количеством туристов. Но еще две причины важнее. И насколько трудно добиться его улучшения в Западной Европе, так и среди многих стран Азии или Африки это уже эффективное действие, несмотря на многие споры, связанные с этим мундиалем"”Благодаря организации MS Катар получил значительные гарантии безопасности, что было отражено в период его дипломатической изоляции коалицией стран Ближнего Востока с Саудовской Аравией во главе в 2017—2021 годах. Катар также использует организацию мундиаля для установления многосторонних отношений – матчи-это возможность встретиться с главами государств, за это время можно сыграть очень много. Вторая причина — попытка улучшить свой имидж. И насколько трудно добиться его улучшения в Западной Европе, так и среди многих стран Азии или Африки это уже эффективное действие, несмотря на многие споры, связанные с этим мундиалем"”
Однако ФИФА рассчитывает в основном на потенциальную прибыль, оцениваемую в 3 миллиарда долларов.
Уже после первого этапа продажи билетов организация гордилась тем, что их было продано более 800 тыс. А ведь базовые цены на билеты для иностранных болельщиков самые высокие в истории чемпионата мира по футболу. Самые дешевые билеты на групповые матчи начинаются с 250 катарских риалов (чуть менее 350 зл), при условии, что покупатель будет удовлетворен местом в несколько худших секторах. Цены на лучшие начинаются от 800 риалов (1,1 тыс. зл), и они заканчивают 5850 риалов за финальный матч (более 8 тыс. злотый). Конечно, совсем другая стоимость VIP-пакетов, которая достигает тысяч долларов за просмотр игр из роскошных стадионов.
Приехавшие на это спортивное мероприятие должны будут оплатить расходы, связанные с ночевкой или питанием, по понятным причинам, поскольку от организатора нельзя ожидать, что он будет финансировать их клиентам. Те, у кого более богатые кошельки, смогут переночевать в недавно открытых пятизвездочных заведениях, но обычные футбольные фанаты могут спать даже в общежитиях или пришвартованных круизных лайнерах, платя от 85 до 800 долларов за ночь. По словам Ронана Эвена, исполнительного директора фан-организации Football Supporters Europe, Катар сосредоточен на привлечении более богатого туриста, хотя обычно большинство посетителей стадионов являются представителями среднего класса, заявил он в интервью Agence France Presse.
Такое дорогое спортивное мероприятие показывает, что ФИФА уже прощается с рабочими корнями футбола. И, наконец, из 12 клубов, которые основали английскую футбольную лигу, пять были из фабричных городов. По словам Райкевича, футбол по-прежнему является рабочим видом спорта, „хотя на первый взгляд этого не видно и об этом забывают. Футбол в XIX веке и то, что мы видим сейчас, по сути, похожи. Феномен состоит в том, что, несмотря на некоторые изменения правил, игра очень похожа на то, что смотрели болельщики в XIX в. Теперь, конечно, есть совершенно другой уровень продвижения дисциплины, спортивного инвентаря, тактической осведомленности, глобализации футбола или коммерциализации, но все еще играют 11 человек, все еще есть определенное разделение на роли на поле, все еще есть социальное увлечение определенными командами, и футбол порождает те же эмоции – иногда выигрывается один гол и одинаково эмоционально заканчивается матч на поле. в Англии девятнадцатого века, как и сегодня, ее принимают во всем мире".
Однако в течение многих лет билеты подорожали, и этот процесс выталкивает представителей низших классов со стадионов. Часто аргумент в пользу более высоких цен заключался в том, чтобы ограничить присутствие псевдокибитов и сделать футбол более безопасной средой. Нельзя полностью отрицать эффективность такого действия, ведь уже сегодня английские стадионы не ассоциируются исключительно с громкими хулиганами и драками. Йен Бирн, депутат британского парламента от Лейбористской партии, и Джо Блотт, председатель Союза сторонников Ливерпуля, в мае на сайте „Трибьюн” утверждали, что поведение полиции было направлено именно на рабочий класс. Полицейские будут наказывать болельщиков, которые открывают пиво в автобусе, доставляющем их на матч, и в то же время в более богатых городах Англии они могут закрыть глаза на нарушение некоторых правил стадиона.
Английский пример-один из многих, но мундиаль, проводимый в Катаре, безусловно, является частью процесса превращения современного футбола в элитное развлечение. Хотя ад-Доха также хочет смягчить имидж страны жесткими правовыми и моральными правилами. В сентябре агентство Reuters сообщило, что катарские власти хотят более мягко относиться к таким проступкам, как публичное пьянство, обычно наказуемое тюремным заключением на срок до шести месяцев. Официального подтверждения со стороны правительства пока нет, но многие указывают на то, что полиция скорее будет выговаривать нарушителям местного законодательства. В любом случае, многие посольства напоминают своим гражданам накануне мероприятия, что катарские правила отличаются от европейских или американских, и сторонники должны иметь это в виду.
Спортивные мероприятия такого формата всегда привлекают внимание миллионов людей по всему миру, не только на стадионах, но и перед экранами телевизоров в барах или организуемых в общественных фан-зонах. Празднование успехов или даже ярких поражений ваших собственных команд-это не просто развлечение, это также дает вам чувство общности. Однако вряд ли болельщики в ноябре задумаются о том, чем был выкуплен мундиаль этого года. Тем более что, хотя некоторые города во Франции отказываются от открытия фан-зон, а датская федерация футбола устами своего представителя Якоба Хойера объясняет, что не хочет продвигать Катар как туристический рай, поэтому футболистов не будут сопровождать жены и партнеры, до сих пор нет громкого бойкота мероприятия, и внимание к условиям обращают в первую очередь международные организации защищающие права человека. Однако их голос не является решительным, хотя Amnesty International и Human Rights Watch требуют заставить Катар выплатить компенсацию работникам, которые потеряли здоровье при подготовке объектов к мундиалю.
О том, чтобы ФИФА громко критиковала нарушения прав человека в Катаре, конечно, не идет речь. "Не кусай руку, которая тебя кормит, — замечает Райкевич. — Катарцы перед чемпионатом мира передали ФИФА ОК. 980 миллионов долларов частично в рамках крупного контракта на вещание (специально переплаченного) от телевидения Аль-Джазира, частично от правительства Катара. Сегодня эти контракты расследуются швейцарским правосудием. Кроме того, глава ФИФА Джанни Инфантино в настоящее время проживает в Катаре, где лично следит за подготовкой к чемпионату. Слишком много дел, в которых ФИФА финансово связана с Катаром, чтобы открыто критиковать несоблюдение прав человека или трудового законодательства в стране”.
В ноябре состоится праздник любителей спорта, игнорирующий, однако, масштабы страданий, на которых он был построен.