Общественный транспорт является отражением города, а в Нижнем Новгороде он явно не претендует на участие в конкурсе красоты. Несмотря на то, что это миллионный город, можно ожидать, что городская среда будет развитой и удобной.
Но реальность выглядит совсем иначе. Убитые автобусы, переполненные салоны, отсутствие валидаторов, нехватка автобусов на маршрутах и хамство водителей — это только несколько из многих проблем, с которыми сталкиваются пассажиры общественного транспорта в Нижнем Новгороде каждый день.
Доехать живым
В городе, в котором проживает около 1,3 миллиона человек, большинство маршрутов обслуживают старые «убитые» автобусы среднего класса. Представь себе, утром и вечером, когда люди отправляются на работу или возвращаются домой, в эти автобусы почти невозможно попасть — пассажиры буквально свисают с поручней в дверном проеме, не имея возможности ни зайти, ни выйти.
Если же пассажир все-таки решает пробраться в салон, его грозит задавить — плотность пассажиров превышает все допустимые нормы. Страшно даже представить, каким опасностям подвергается ребенок, решивший отправиться на общественном транспорте в школу. А водитель в это время требует оплатить проезд, не обеспечивая даже возможности достать кошелек из кармана или сумки.
С учетом утренних пробок приходится ехать в переполненном автобусе без возможности пошевелиться порой до полутора часов. Автобусы большого класса курсируют только по крупным магистралям, а добраться до них из большинства жилых районов возможно только с пересадкой, при этом нужно платить дополнительные 30 рублей.
Власти пытались решить проблему, введя пересадочные тарифы, которые позволяют бесплатно совершать пересадки в течение часа. Однако чтобы воспользоваться ими, необходимо иметь транспортную карту, активация которой стоит 100 рублей.
Уроки вежливости
Стычки между пассажирами в автобусах Нижнего Новгорода не являются редкостью. Только за последний месяц произошло как минимум три случая: в декабре несколько мужчин напали на девушек-подростков в салоне автобуса, пьяный мужчина избил пассажирку, которая отказалась уступить место пожилой женщине, а в середине ноября нижегородцу потребовалось жестоко избить пассажира за замечание. Такие ситуации свидетельствуют о неприемлемом уровне культуры в обществе. Но не только пассажиры виноваты в хаосе общественного транспорта, так как иногда сотрудники пассажирского транспорта также проявляют хамство.
Например, утром 7 октября водитель автобуса потребовал показывать купленные билеты на выходе. Одна девушка не услышала объявление из-за наушников и, пытаясь выйти, получила удар дверью от водителя. На вопрос о причине такого поведения, мужчина ответил матом.
В начале октября кондуктор вытолкнул пассажирку из автобуса из-за оплаты проезда картой, принадлежащей ее брату. В середине ноября пассажиры одного из маршрутов оказались заперты в салоне, в итоге скандала с кондуктором, который оспаривал оплату проезда картой мужа у одной женщины. В другом случае силовики пришлось распускать драку между кондуктором и пассажиром. Летом водитель даже ударил женщину, когда она попыталась вернуть деньги за билет.
Учитывая все это, можно сделать только один вывод: вежливости и уважения к людям необходимо учить не только медиков, но также водителей и кондукторов общественного транспорта, поскольку они взаимодействуют с гораздо большим числом людей, чем медицинские работники поликлиник. И все же пассажиры продолжают платить не малые деньги за такое разочаровывающее обслуживание.
«Гуляющие карты»
Оплата проезда в общественном транспорте Нижнего Новгорода представляет собой сложную задачу. Когда пассажир удается пробраться в переполненный утренний автобус через заднюю дверь, до водителя попасть и оплатить проезд оказывается практически невозможно. Поэтому честные горожане передают свои банковские карты и деньги другим пассажирам, чтобы те передали их водителю. В итоге весь автобус кажется «гуляющим» среди множества карт. И кто знает, сколько из них не возвращается своим владельцам. Но наверняка среди пассажиров много и тех, кто не готов рисковать своими деньгами, поэтому количество «зайцев» в автобусах Нижнего Новгорода, скорее всего, зашкаливает.
Учитывая перегруженность пассажирских автобусов Нижнего Новгорода, спасти ситуацию может только повсеместная установка валидаторов на всех поручнях: это и прибыль увеличит, и облегчит жизнь водителям и сотням тысяч пассажиров.
Пешком быстрее?
У Нижнего Новгорода есть еще одна уникальная особенность из серии «очевидное — невероятное»: до какой бы точки вы ни решили добраться, практически во всех случаях «Яндекс.Карты» покажут вам одинаковое время пути пешком и на автобусе, если только речь не идет о другом конце города с расстоянием больше пяти км. И это без учета времени ожидания маршрутки и стояния в городских пробках.
Получается, что передвигаться пешком по городу едва ли не быстрее, чем на автобусе, как бы алогично это ни звучало. Так что набираемся терпения, качаем ноги и отправляемся в путь — и бесплатно, и полезно для здоровья, и рисковать в автобусной давке не надо. Сплошные преимущества.
Первые итоги реформы
Транспортная реформа в Нижнем Новгороде началась минувшим летом. Власти обещают, что длиться она будет аж до 2025 года.
В результате в Нижнем Новгороде должны оптимизировать маршрутную сеть, построить выделенные полосы для общественного транспорта, заменить старые остановки и автобусы.
Уже есть и первые результаты: в Нижнем Новгороде появились низкопольные автобусы с кондиционерами и валидаторами. Правда, пока только на маршруте А-90. Должны появиться валидаторы и на других маршрутах, но пока нет никакой конкретики о том, когда и где они будут установлены.
Ранее в Центре развития транспортных систем рассказали, что валидаторами уже оснащены около 70% автобусов ГП НО «Нижегородпассажиравтотранс», 60% трамваев и 52% троллейбусов ГП НО «Нижегородэлектротранс».
Появились в городе и пересадочные тарифы, дающие возможность в течение часа бесплатно пересесть с одного автобуса на другой.
Сейчас в системе общественного транспорта остро стоит проблема нехватки водителей — она достигает 45%, рассказали в ГП «Нижегородпассажиравтотранс». Во многом по этой причине наблюдаются большие интервалы в движении. Почему нижегородские мужчины не хотят работать водителями автобусов, неясно. Но причина, скорее всего, в низкой заработной плате при тяжелых условиях труда. В декабре заработную плату шоферов обещали поднять на треть. Посмотрим, поможет ли это уменьшить число вакансий.
Как в других городах
Транспортная реформа проводится не только в Нижнем Новгороде, но и во многих городах России: Воронеже, Курске, Белгороде, Орле, Тамбове, Туле.
В Белгороде, например, с улиц убрали пазики и «Газели», появились выделенные полосы, закупили много новых низкопольных ЛиАЗов большого класса с кондиционерами, во всех автобусах стоят валидаторы, внедрена система check-in/check-out с автоматическим расчетом стоимости проезда. При этом оплата проезда остается одной из самых низких в стране — 20 рублей по карте и 25 — наличкой.
В Воронеже постепенно обновляется автобусный парк, внедряется безналичная система оплаты, совершенствуются маршруты и расписание автобусов. Введены магистральные маршруты, которые курсируют почти до полуночи.
Развитая и удобная система общественного транспорта в Калининграде, Твери и Казани, там курсирует большое количество автобусов большого класса с валидаторами. Причем ходят они допоздна, загулявшийся горожанин без проблем может попасть домой даже около полуночи.
Красноярск переживает транспортную реформу уже несколько лет, пока из результатов — новые автобусы и троллейбусы. В этом году в городе начался очередной этап, который должен увеличить число рейсов в новые микрорайоны. Из наболевших проблем — грязные остановки и автобусы, а также несоблюдение расписания маршрутками.
В Краснодаре в следующем году тоже запускают транспортную реформу, так как горожане жалуются на нехватку автобусов в новых микрорайонах, несоблюдение расписания, отсутствие пересадочных талонов и неудобство существующей маршрутной сети из-за большого числа пересадок. В результате в Краснодаре должны расширить сеть выделенных полос для автобусов, ввести магистральные и подвозящие маршруты, а также реконструировать остановки.
Цена вопроса?
Плата за проезд в общественном транспорте Нижнего Новгорода — одна из самых высоких в России, если не считать Москвы и Санкт-Петербурга. 30 рублей горожане платят по карте и 35 рублей — наличкой, причем цена пока явно не соответствует качеству.
В Казани проезд по безналу составляет 31 рубль, за наличную оплату — 36 рублей. В Екатеринбурге проезд стоит 32 рубля, во Владивостоке — 32 рубля по карте и 35 — наличными.
В Воронеже горожане платят наличными 28 рублей, по карте — 26 рублей. Поездка в автобусе Красноярска стоит 32 рубля, Краснодара — 35 рублей, Твери — 27 рублей по карте и 31 рубль — наличными.
В Калининграде в автобусах малого класса за проезд платят 30 рублей, в остальных — 28 рублей. По карте дешевле: 27 и 25 рублей соответственно. В Белгороде проезд стоит 20 рублей по карте и 25 — наличкой.
Получается, проезд в Казани, Красноярске, Краснодаре, Екатеринбурге и Владивостоке стоит больше, чем в Нижнем Новгороде, но там и общественный транспорт развит лучше. Как показывает практика, не всегда высокая стоимость означает образцовое качество услуг.