Айвазовский и тайная комната. Секреты Нижегородского художественного музея

«Берег Далмации» Айвазовского нашёлся в 1918 году в потайной комнате на ул. Рождественской.

Клад в железной конторе

Нижегородский государственный художественный музей (НГХМ) признан лучшим музеем года в России согласно премии The Art Newspaper Russia. Эксперты высоко оценили профессионализм коллектива музея, яркие выставки и богатую коллекцию произведений искусства.

В собрании музея находится коллекция полотен великих художников-маринистов: Алексея Боголюбова, Льва Лагорио и, конечно, Ивана Айвазовского.

Одно из произведений Айвазовского, называемое «Берега Далмации», написано в 1848 году и является ранней работой мастера. Картина изображает морской закат на северо-западе Балканского полуострова. Критики отмечали удивительную живость и достоверность передачи света, воздуха и воды на полотне. Морская вода на картине кажется прозрачной и словно готова вылиться за пределы холста. Такой эффект прозрачности воды, создаваемый Айвазовским, является одним из секретов его мастерства.

Картина имеет удивительную историю. Согласно официальной странице музея в социальной сети «ВКонтакте», она была, вероятно, куплена у Айвазовского горномагнатом Христофором Лазаревым, который также был его другом и действительным тайным советником. В 1853 году на даче Лазарева была организована благотворительная выставка работ мастера на военную тематику.

Картина Айвазовского, вероятнее всего, перешла в наследство внуку Христофора Лазарева, князю Семёну Абамелек-Лазареву, одному из самых богатых промышленников Российской империи. Семён Абамелек-Лазарев был также заядлым коллекционером искусства. По свидетельствам современников, в его петербургской квартире на Мойке и на вилле в Риме находились ценные произведения искусства.

Князь Абамелек-Лазарев имел дом и контору по продаже железа в Нижнем Новгороде. Он умер за год до революции 1917 года, и в декабре 1918 года в его нижегородской конторе была обнаружена часть его коллекции искусства, которую он якобы спрятал там. Была обнаружена тайная комната с почти 1500 предметами: картины, медали, иконы, предметы из фарфора, бронзы и серебра.

Пока неизвестно, почему Абамелек-Лазарев решил спрятать часть своей коллекции в Нижнем Новгороде. Однако картины «Берега Далмации» и «Вид Крыма» Айвазовского были переданы в коллекцию Нижегородского государственного художественного музея

Иконописный косарь

Нижегородский государственный художественный музей (НГХМ) признан лучшим музеем года в России согласно премии The Art Newspaper Russia. Эксперты высоко оценили профессионализм коллектива музея, яркие выставки и богатую коллекцию произведений искусства.

В собрании музея находится коллекция полотен великих художников-маринистов: Алексея Боголюбова, Льва Лагорио и, конечно, Ивана Айвазовского.

Одно из произведений Айвазовского, называемое «Берега Далмации», написано в 1848 году и является ранней работой мастера. Картина изображает морской закат на северо-западе Балканского полуострова. Критики отмечали удивительную живость и достоверность передачи света, воздуха и воды на полотне. Морская вода на картине кажется прозрачной и словно готова вылиться за пределы холста. Такой эффект прозрачности воды, создаваемый Айвазовским, является одним из секретов его мастерства.

Картина имеет удивительную историю. Согласно официальной странице музея в социальной сети «ВКонтакте», она была, вероятно, куплена у Айвазовского горномагнатом Христофором Лазаревым, который также был его другом и действительным тайным советником. В 1853 году на даче Лазарева была организована благотворительная выставка работ мастера на военную тематику.

Картина Айвазовского, вероятнее всего, перешла в наследство внуку Христофора Лазарева, князю Семёну Абамелек-Лазареву, одному из самых богатых промышленников Российской империи. Семён Абамелек-Лазарев был также заядлым коллекционером искусства. По свидетельствам современников, в его петербургской квартире на Мойке и на вилле в Риме находились ценные произведения искусства.

Князь Абамелек-Лазарев имел дом и контору по продаже железа в Нижнем Новгороде. Он умер за год до революции 1917 года, и в декабре 1918 года в его нижегородской конторе была обнаружена часть его коллекции искусства, которую он якобы спрятал там. Была обнаружена тайная комната с почти 1500 предметами: картины, медали, иконы, предметы из фарфора, бронзы и серебра.

Пока неизвестно, почему Абамелек-Лазарев решил спрятать часть своей коллекции в Нижнем Новгороде. Однако картины «Берега Далмации» и «Вид Крыма» Айвазовского были переданы в коллекцию Нижегородского государственного художественного музея

«Косарь» Малевича поражает монументальностью. Фото: Нижегородский государственный художественный музей

А где же птичка?

Картина Огюста Ренуара «Женщина, смотрящая на птичку» – одна их жемчужин экспозиции зарубежного искусства НГХМ. Всего в этой экспозиции свыше 50 произведений живописи и скульптуры XV – начала XX века. Среди них – работы Якопо Тинторетто, Эль Греко и других.

Но вернёмся к полотну Ренуара. До Второй мировой  оно, скорее всего, находилось в частной коллекции в Венгрии. Фашисты изъяли шедевр у старых хозяев и вместе с другими реликвиями от венгерских коллекционеров хотели переправить в Германию в 1945 году.

Но на станции Райнсберг состав с шедеврами искусства был брошен в связи с наступлением советских войск. Наши солдаты и обнаружили 143 полотна и восемь средневековых скульптур  в деревянных коробках. Коллекция получила негласное название «венгерской», и её распределили по музеям СССР. Так «Женщина, смотрящая на птичку» Ренуара оказалась в Горьком. Сегодня многих, кто стоит у полотна Ренуара, мучает вопрос: где, собственно, птичка? Её на картине нет.

Женский портрет – лишь часть работы мастера. Фактически это отрезанный кусок  полотна. Полностью работу в общих чертах можно увидеть лишь на картине приятеля Ренуара художника Фредерика Базиля «Мастерская художника на улице Кондамин, 9 в Париже». Там видно: ренуаровская дама смотрит вовсе не на птичку, а на обнажённую фигуру другой женщины. Кто выступил цензором и отсёк вторую откровенную часть полотна, доподлинно неизвестно. Возможно, это был сам Ренуар. Что стало причиной такого решения, тоже вопрос открытый.

Ещё одна неразгаданная загадка картины в том, что дама в одежде и без неё, изображённая в первоначальном варианте, одна и та же.

Женщина в платье – Лиза Трео. Она шесть лет была натурщицей и возлюбленной Ренуара. Когда они были вместе, мастер писал с Лизы все женские образы. Картина «Женщина, смотрящая на птичку» как раз относится к этому периоду жизни Лизы и Огюста.

Не «Косарём» единым

В художественном музее есть ещё много всего интересного. Одна из жемчужин коллекции русского искусства – картина Карла Брюллова «Гадающая Светлана». Это единственная завершённая картина Брюллова на русскую тему.

Мало кто знает, но волшебное полотно «Ковёр-самолёт» Виктора Васнецова, висящее в зале музея в кремле, олицетворяет победу человека над природой. Оно создавалось в начале активного строительства железных дорог в России. Картину Васнецову заказал предприниматель Савва Мамонтов для зала заседания правления Донецкой железной дороги.

В музее есть отдельный зал, посвящённый творчеству Бориса Кустодиева. Центральное место там занимает «Русская Венера». Работая над полотном, Кустодиев уже был тяжело болен и не мог ходить. Чтобы писать, он использовал приспособление, которое позволяло творить полулёжа.

У художника не было подходящего по размеру холста, и «Русская Венера» написана на обороте ранней работы «На террасе». На обеих картинах — дочь живописца Ирина. В произведении «На террасе» она ещё совсем маленькая в кругу семьи, а на втором полотне – взрослая, в образе богини русской красоты.

Шесть картин Кустодиева передал музею Максим Горький.

В 1936 году после смерти писателя в музей поступила и знаменитая серия картин Николая Рериха «Майтрейя. Красный всадник», ранее хранившаяся у Горького. 

Важно

Нижегородский государственный художественный музей присоединился к цифровой платформе «Артефакт» с дополненной реальностью, разработанной Министерством культуры России в рамках федерального проекта «Цифровая культура» национального проекта «Культура».

Посетители музея могут скачать бесплатное приложение «Артефакт» на свои мобильные телефоны. Затем, наведя камеру телефона на картину, они смогут увидеть экспонаты Нижегородского государственного художественного музея в 3D-формате и узнать интересные ф

Справка

  •  В 2012 году международная газета, посвящённая мировым новостям искусства, «The Art Newspaper Russia» стала учредителем ежегодной премии с номинациями «Личный вклад», «Выставка года», «Музей года», «Книга года», «Реставрация года».
  •  У премии высокая профессиональная репутация. Короткий список номинантов отражает главные музейные события прошедшего года.
  •  Музеи не подают заявок для участия в премии. Критерии отбора номинантов и победителей — публичный резонанс и высокий профессиональный уровень достижений.
error

Enjoy this blog? Please spread the word :)

  • OK
  • VK
  • Telegram
  • Pinterest