• Пн. Дек 5th, 2022

Последние новости Нижегородской области 24

Новости Нижнего Новгорода 24. Обзор происшествий и событий. Главные новости всего мира. Кстати Нижний Новгород

Использование смартфона разрушает мозг ребенка? Психолог: "Это миф”

  • Главная
  • Использование смартфона разрушает мозг ребенка? Психолог: "Это миф”
мобильник

Сказать, что просмотр телевизора, использование смартфона или планшета разрушает мозг ребенка-это миф. Важно, однако, чтобы ребенок обслуживал новые медиа в соответствии с его возможностями развития, а экран-не заменял родителя. Как в первые годы жизни ребенка использовать информационные технологии рассказывает психолог доктор Маргарита Войтович-Шефлер.

«Существует мнение, что частое использование смартфонов, планшетов и просмотр телевизора разрушает мозг ребенка. Это, однако, неопровержимый наукой миф», -говорит психолог доктор Войтович – Шефлер из Университета Казимежа Великого в Быдгоще в беседе с порталом PAP-Наука в Польше.

 И он добавляет, что в последние годы появилось много научных исследований, которые показывают, что новые технологии, используемые правильно, не обязательно вредны, но могут даже положительно повлиять на развитие ребенка.

Исследователь подчеркивает, что взрослые должны быть поддержкой для детей в использовании информационных технологий. «Без этого эти технологии бесполезны», — подчеркивает исследователь UKW. И он добавляет, что если ребенок использует новые медиа, лучше, чтобы родитель сопровождал его в этом. "Важно, чтобы он реагировал вместе с ребенком, комментировал, останавливал программу, чтобы что-то объяснить, а не просто чтобы он был где-то рядом с ребенком”.

Дети и экраны телефонов. Что скажут педиатры?

Согласно рекомендациям Американской академии педиатрии, дети должны полностью избегать использования экранов в течение первых полутора лет. Исключением являются разговоры или телеконференции с близкими-чтобы ребенок не потерял связь с важными людьми, вы можете пригласить их перед экраном, – заключает психолог.

В свою очередь, после двух лет, согласно рекомендациям, если ребенок проводит время перед экраном телефона, это не должно длиться более часа в день.

Руководящие принципы, разработанные в Польше (m.in. отчет о цифровом будущем, составленный фондом современная Польша за 2012 г.), предсказывают м.в том, что маленький ребенок не должен иметь в своей комнате такие устройства, как телевизор, телефон, планшет. Если вы уже используете экран, вы должны делать это в более коротких отрезках, например, несколько-несколько минут. Кроме того, содержание должно соответствовать возрасту (речь идет m.in. о том, чтобы монтаж был не слишком быстрым, характер – принят ребенком, музыка была не слишком громкой, а язык – правильным). И экран не должен использоваться, по крайней мере, за час до сна.

Что известно из научных исследований об опасностях и надеждах влияния СМИ на развитие маленького человека?

Насколько опасны смартфоны?

"Когда к чувствам приходит поток стимулов из новых сред, мозг должен выделять им ресурсы внимания и памяти. А также иметь дело с функционированием в двух реальностях: обычной и экранной”, – описывает доктор Войтович-Шефлер

 Еще незрелый мозг маленького ребенка, интенсивно подвергающийся воздействию внешних импульсов, не может справиться с их избытком, что является частой причиной развития расстройства концентрации внимания. В ситуации, когда новые технологии постоянно дают маленькому ребенку что-то новое, что он не в состоянии обработать достаточно, он начинает страдать от дефицита внимания и ему трудно сосредоточиться на важной информации, и поэтому его воспринимают как менее способного, чем сверстники.

Мобильные телефоны, используемые в избытке, могут ухудшить развитие „социального мозга”. Для развития ребенка важно наблюдать за поведением других людей в непосредственном взаимодействии. В отношениях с другими людьми мы учимся избегать опасных, нежелательных, вызывающих отвращение действий — или приближаться к желаемым, благоприятным ситуациям. Так называемые зеркальные механизмы являются важным элементом функционирования в отношениях. Между тем, ребенок, погруженный в цифровые медиа, теряет этот ключевой элемент обучения на данный момент в развитии.

"Может быть, правда, что в компьютерных играх или сказках маленький ребенок наблюдает определенное поведение и формирует паттерны реакции, но такое обучение работает гораздо медленнее и намного слабее, чем взаимодействие с реальным человеком”, – объясняет психолог.

Риски для физического здоровья

Существуют также риски для физического здоровья-это связано с тем, что ребенок привык проводить время сидя, в отсутствие движения. А это может привести к нарушению двигательного развития и проблемам с лишним весом.

Еще одна опасность-это нагрузка на орган зрения и риск близорукости.

Кроме того, синий свет, излучаемый экранами, влияет на нервную систему и может затруднить засыпание, успокоение, спокойное функционирование. «Длительное пребывание в этом свете, например, когда в комнате включен телевизор или горит экран компьютера, может вызвать у детей возбуждение и даже поведение, которое может быть связано с так называемым СДВГ», – отмечает доктор Войтович-Шефлер.

Мобильные могут вызвать привыкание

Риск может быть также поведенческой зависимостью – например, от использования интернета. 

"Это тот же тип рисков, что и зависимость от алкоголя, покупок или азартных игр”, – говорит психолог.

И она объясняет, что чрезмерное возбуждение, возбуждение ситуаций, связанных с использованием средств массовой информации, может привести к изменениям в нервной системе у детей – хотя бы в системе вознаграждения. Ребенку, чтобы быть возбужденным, нужно все больше и больше стимулов, а значит, все больше и больше экранного времени.

Неприемлемое содержание и ослабление связей

Еще одна опасность-контакт с контентом, не подходящим для развития ребенка. И даже мультфильмы или детские программы, а также рекламные ролики могут иметь контент, не подходящий для маленького ребенка, например, связанный с агрессией. Это также может быть слишком быстрый монтаж, слишком интенсивные стимулы или наличие непонятного контента, требующего комментариев сопровождающих. Из-за всего этого восприятие мира у ребенка может быть нарушено.

Есть еще риски, связанные с ослаблением социальных отношений. 

"Если ребенок смотрит мультфильмы, он использует информационные технологии по несколько часов в день-он строит отношения с виртуальными персонажами, а не с людьми. По сравнению с этими персонажами другие дети и другие взрослые кажутся менее любопытными – у них нет сверхспособностей, дорогой одежды, быстрых движений. В такой ситуации может случиться так, что ребенок перестает интересоваться построением реальных отношений”, – говорит собеседница PAP. 

И он добавляет, что когда ребенка оставляют наедине с новыми средствами массовой информации, процесс налаживания связей между взрослым и ребенком также подвергается риску.

Польза мобильных приложений

Польза для физического развития ребенка

Однако, помимо угроз, связанных с использованием мобильных телефонов, есть и некоторые возможности. Мы с большой надеждой относимся к виртуальным, тактильным или Kinect технологиям, которые полезны для поощрения движения детей.

Особым случаем является использование этих технологий для реабилитации движений-в рамках специально разработанных игр ребенок должен выполнять определенные движения, которые он не хочет выполнять во время реабилитации.

Другим аспектом являются вспомогательные технологии – например, устройства и системы типа kinect для поддержки людей с ограниченными возможностями, в том числе двигательных. Устройства и программы этого типа могут помочь детям с ограниченными возможностями преодолеть барьеры в функционировании.

"Другим примером положительного влияния новых средств массовой информации на развитие ребенка является, например, использование игрушек – роботов среди детей с аутистическим спектром. Говорят, что роботы благотворно влияют на развитие речи у ребенка, выполнение повседневной деятельности”, – резюмирует исследование доктор Войтович-Шефлер.

Образование

Еще одним положительным аспектом, связанным с использованием электронных средств массовой информации среди маленьких детей, является образование – существует ряд информационных инструментов, которые развивают коммуникативные способности, служат для поддержки процессов обучения.

"Речь идет, например, о благотворном влиянии программ, которые учат социальным установкам, помогают наблюдать за поведением других людей, помогают в обучении чтению, письму, развитию математических навыков”, – описывает доктор Войтович-Шефлер.

«Электронные устройства также могут использоваться для общения с семьей. Для ребенка важнее иметь контакт с близкими и воспитывать его, чем избегать использования электронных устройств», – заключает психолог.

Взрослый должен быть гидом в мире новых медиа

«Мир все больше опирается на новые информационные технологии. А дети с рождения контактируют с электронными устройствами. Однако „экранная“ реальность, в присутствии которой растет ребенок, должна быть введена в жизнь ребенка соответствующим образом, чтобы она приносила пользу, а не вред», – заключает психолог.

Доктор Войтович-Шефлер также советует взрослым подумать о том, с какой целью они позволяют маленьким детям использовать информационные технологии. Может быть, это способ скучать („и ребенок должен иногда иметь возможность скучать"), или успокаиваться” или проводить время за едой ("это может негативно повлиять на процессы регулирования эмоций, а также сытости и голода”), или это форма вознаграждения или развлечения ("важно, чтобы это была не самая важная форма развлечения”), или, может быть, способ обучения („иногда полезно, чтобы ребенок искал ответы самостоятельно, а не просто узнавал ответы извне”). И стоит, чтобы они знали, действительно ли это лучший способ удовлетворить эти потребности в данный момент.