С сентября начал действовать новый транспортный закон, который затронет многие важные аспекты такси. Обсуждение закона началось еще в 2016 году, и сейчас законопроект, уже одобренный Госдумой, предусматривает введение штрафов за передачу заказов водителям без официальной лицензии. Эксперты опасаются, что рынок может значительно сократиться, так как у большинства водителей нет лицензии на пассажирские перевозки, и цены на поездки могут значительно вырасти. Но насколько это реально?
Основной закон о такси предусматривает создание реестров перевозчиков, таксистов и автомобилей в каждом регионе. Все таксисты, включая самозанятых, должны быть зарегистрированы, а агрегаторы, сотрудничающие с таксистами, должны проверять их наличие разрешения на предоставление такой услуги. Закон также запрещает трудоустройство водителей с судимостями за насильственные преступления или с рецидивом.
Одним из важных требований закона является также внешний вид автомобилей – они должны иметь шашечки в виде цветографических схем и оранжевый фонарь на крыше. В салоне также должна быть информация о перевозчике и водителе. Кроме того, предлагается создать региональные представительства для агрегаторов такси, чтобы побороть их виртуальный характер. Однако такие представительства планируется создавать только для агрегаторов, которые предоставляют более 4 тысяч автомобилей ежедневно. Время на создание таких представительств компаниям дается 30 дней после достижения указанного порога количества автомобилей.
Законопроект, принятый Госдумой в первом чтении, предлагает внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях, устанавливающие штрафы за несоблюдение требований нового закона. Санкции касаются нарушений порядка обработки информации о заказе такси, передачи заказа водителям без лицензии на перевозку и невыполнения агрегаторами требований информационного оформления. Также предлагается ввести ответственность за провоз пассажиров без уведомления о начале деятельности. Штрафы для физических лиц будут составлять от 1 до 5 тысяч рублей, для должностных лиц – от 3 до 50 тысяч рублей, для юридических лиц – от 5 до 500 тысяч рублей. Проверку и составление протоколов будут осуществлять полиция и уполномоченные лица в регионах, а решение о штрафах будут принимать суды.
Впрочем, пока рынок не адаптируется к новым правилам, все эти меры содействуют повышению безопасности для пассажиров. Однако это может привести к значительному повышению цен на поездки, учитывая, что перевозчики уже повысили тарифы на такси на 10-30% с начала года. По оценкам специалистов, стоимость поездок может вырасти еще на 10-20% в течение года, но точные цифры будут зависеть от множества факторов, включая динамику стоимости страхования и других расходов на эксплуатацию автомобилей.
— Для пользователей, безусловно, хорошо, что поездка станет безопаснее, но если с 1 сентября агрегаторам будет некому передавать заказы из-за нехватки водителей, цена на поездки, особенно на небольшие расстояния, вырастет еще — самый минимум в два раза, — прогнозирует Дмитрий Матвеев.
Алексей Тузов считает, что подорожание будет еще более ощутимым — с учетом всех расходов, которые понесут агрегаторы, стоимость поездок может вырасти в пять раз. А гендиректор такси «Максим» Максим Шушарин привел любопытное сравнение:
— При уменьшении количества водителей на 30% алгоритмы увеличивают стоимость примерно в два раза. Представьте, что будет, когда количество водителей уменьшится не на 30%, а в 30 раз.
— Стоимость поездок динамическая, изменяется от наличия спроса и количества активных автомобилей на линии в текущий момент времени. Соответственно, чем меньше автомобилей на линии, тем выше цена на такси и тем дольше подача машины. Предлагаемый закон гораздо шире, чем просто «лицензирование такси». Он фактически регламентирует данную сферу, хотя, на наш взгляд, имеет несколько спорных моментов, — резюмировали в «Ситимобиле».