Долговая история Нижнего Новгорода.
Последние новости Нижегородской области на сегодня про то как Нижний Новгород увеличивал свои долги при разных мэрах.
Юрий Шалабаев, нынешний мэр Нижнего Новгорода, получил свой опыт работы в региональном минфине. Благодаря этому факту эксперты полагают, что он успешно справляется со всеми задачами, связанными с городской бюджетной политикой, включая проблемы муниципального долга. Однако, если обратиться к истории долговой политики в Нижнем Новгороде, можно заметить, что в настоящее время ведется не самая разборчивая стратегия в этой области. Будто сапожник без сапог — так и у нас.
Под руководством Вадима Булавинова (2002—2010 годы), бывшего главы Нижнего Новгорода, внутренний долг города был минимальным. При этом областной бюджет, под присмотром губернатора Валерия Шанцева, продолжал быстро наращивать государственный долг, особенно после кризиса 2008 года.
К концу срока правления Булавинова в январе 2010 года муниципальный долг составлял всего 438 млн рублей, при собственных доходах Нижнего Новгорода в размере 11,156 млрд рублей. Это соответствовало всего лишь 4-5% от общей суммы доходов.
Кроме того, межбюджетные трансферты составляли 2,656 млрд рублей в 2010 году. В то время собственные доходы города значительно превосходили средства, поступающие из вышестоящих бюджетов. Это означало, что Нижний Новгород был в значительной степени финансово независим от областного бюджета.
Кстати, у главы города Вадима Булавинова был некий «запас» денег, примерно в 1 млрд рублей. Однако, когда Валерий Шанцев запросил эту сумму через Думу Нижнего Новгорода, мэр решил, что нужно немного «закредитоваться», чтобы вызывающий интерес финансовый успех города в те «плодотворные годы» не проявлялся так отчетливо. И к 1 января 2011 года муниципальный долг планировалось увеличить примерно до 950 млн рублей.
По сути, нынешний мэр Дзержинска Иван Носков проводит ту же финансово-бюджетную политику, что и мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов.
Когда Олег Кондрашов стал главой администрации Нижнего Новгорода (2010—2015 годы), губернатор посоветовал ему «закредитоваться», утверждая, что без этого город не сможет развиваться. При этом вложения в городской бюджет из вышестоящих бюджетов значительно увеличились. Булавинову Шанцев выделял менее 3 млрд, в то время как Кондрашову была предоставлена сумма более 6 млрд.
К 2015 году муниципальный долг Нижнего Новгорода достиг 6,794 млрд рублей. При собственных доходах в размере 12,6 млрд рублей долговая нагрузка превышала 50%. Это означало, что Кондрашов проводил другую долговую политику по сравнению с Булавиновым. При этом собственные доходы города все еще превышали безвозмездные трансферты в соотношении 57 к 43, но речи уже не шло о финансовой независимости областного центра. Тогда эксперты заявляли о том, что город живет не посредственно и нужно сокращать «неразумные расходы».
При главе администрации Нижнего Новгорода Сергее Белове (2016—2017 годы) продолжался рост муниципального долга в абсолютных значениях. На 1 января 2018 года долг составил 10,7 млрд рублей. Это объяснялось, по части, недостаточными поступлениями в городской бюджет.
Затем мэром Нижнего Новгорода стал Владимир Панов (2018—2020 годы). Многие его взгляды на городские проблемы сформировались во время его депутатства в Думе Нижнего Новгорода. В городском парламенте тогда полагали, что Шанцев и Кондрашов загнали город в долговую яму, что является серьезной проблемой на долгий период времени.
Поэтому сразу же Панов начал говорить о бюджете Нижегородской области и Нижнего Новгорода в целом. Он, вероятно, надеялся снизить долг города, увеличив его доходы. Он предоставил расчеты о том, сколько денег не поступает в мегаполис. Однако его предложения не были приняты. Сам Панов делал все возможное, чтобы не увеличивать задолженность города. К моменту его отставки муниципальный долг составлял около 11,4 млрд рублей, всего на 700 млн больше, чем при его приходе в Серый дом.
Под руководством главы Нижнего Новгорода Юрия Шалабаева мы снова видим рост муниципального долга. К 1 января 2023 года он составлял 15,166 млрд рублей, а ожидается, что к 2025 году задолженность достигнет 19,9 млрд рублей. Финансовая и бюджетная политика Шалабаева мало отличается от того, что делал Белов, когда в бюджетной сфере города царил «матриархат».
Скорее всего, сейчас Белый дом не настаивает на увеличении муниципального долга Нижнего Новгорода. Просто городу не хватает средств для участия в софинансировании различных проектов. Мы снова закрываем дыры, как это было в 2016—2017 годах?
Можно предположить, что Шалабаев, будучи финансистом, считает, что такая стратегия в нынешних экономических условиях выгоднее, чем официальное признание увеличения задолженности. Так что снова мы живем не по средствам.